История вышивания крестиком
Нет точных сведений о том,
где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась
в отдельный вид рукоделия.
Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось.
Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка
появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю
и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное
видение красоты каждого народа.
В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.
Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С
ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную
и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно
изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом
была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая
вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах
располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е.
по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец
нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия
и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья,
в котором вплоть до
В
разных областях России были свои особенности и приемы
вышивания крестиком.
Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны
для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Существует
несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным
является односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия
крестики, а по изнаночной – вертикальные или горизонтальные стежки. Каждый
крестик выполняется
Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать
самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и
плотных, как, напр., сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй в
виде батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Страсть к украшению себя и своей одежды, с
целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой
природе, даже в первобытном, полудиком ее состоянии; так, напр., краснокожие
индейцы украшают одеяла (blankets), которыми покрываются,
различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые
разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих
других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это
искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно
грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение Вышивания. Минерве,
Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия,
рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать
и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на
состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва,
рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя
повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивание
и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато
разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом
привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те
времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены,
вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.
Более развитое искусство вышивания
заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского
они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление
греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными
камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными
вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в
восторг от роскошных по нем вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным
киприоткам. Во времена Моисея, искусство В. было сильно развито; особенно
славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его,
во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого
разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая
Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами.
Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством,
голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи,
вероятно, заимствовали В. из Египта. О значительном распространении вышивания в
Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на
мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.
Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка , белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.
Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.
Итак, вышивка - это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы.
Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени.
В этом разделе мы будем размещать материалы о ручной и машинной вышивке, полезные советы, виды швов и рисунки вышивок. Надеемся, что наш раздел станет серьезным подспорьем в творчестве мастериц вышивки.
Официальный сточник: http://www.myjane.ru/